В последнее время многие профильные форумы в сети Интернет, так и першат информацией о том, что в последнее время пройти ЭМС для диапазона РЧР 5 ГГц в большинстве городов Украины практически невозможно.
Из той информации, которая есть в Интернет источниках можно понять, что один из крупных CDMA операторов Украины решил построить свою сеть фиксированного доступа в диапазоне 5 ГГц в участке РЧР Украины 5250-5350 ГГц. И для этого с большой плотностью монтирует свои базовые станции по всей Украине, работающие по технологии широкополосного доступа (ШБД).
Наш журнал решил более детально разобраться в этой проблематике, и определить так ли это, и имеет ли информация под собой почву основания. Информируем, что мы отправили запросы регулятору с просьбой прояснить ситуацию.
Действительно в Украине, есть возможность получить лицензии на 5 ГГц исключительно в диапазоне РЧР с классификатором Л02, это участок 5250-5350 ГГц, так как предыдущие полосы в данном диапазоне 5ГГц РЧР Украины имеют статус Л01. А это участок 5725-5850 ГГц, и ранее были проданы на тендерной основе другим операторам связи в Украине, соответственно в нем уже не могу выдаваться лицензии РЧР.
Сайт национальной комиссии регулирования связи и информатизации (НКРСИ) на наш поиск выдал только одного оператора CDMA в Украине действительно купивший всю полосу указанного диапазона РЧР Украины.
Для прояснения ситуации, мы связались с некоторыми операторами ШБД, имеющими уже лицензии на диапазон РЧР 5 ГГц в некоторых регионах Украины, но при этом так и не могут их освоить. Причина кроется в том, что Украинский Государственный Центр Радиочастот (УГЦР) отказывает в связи с невыполнениями условий ЭМС с другим оператором связи в данном диапазоне РЧР. С точки зрения закона, УГЦР полностью прав.
Операторы обеспокоены тем, что, вложив достаточно большие деньги в получение лицензий, они так и не смогут воспользоваться купленными лицензиями. Соответственно не смогут освоить купленный радиочастотный ресурс, с последствием не построить свою сеть ШБД.
На возникшие у нашего журнала вопросы, мы попросили прокомментировать эксперта в этой сфере Александра Федиенко.
W.U. Александр, что вы можете сказать, о той ситуации которая сложилась и знакома ли вам такая ситуация?
Действительно, данное событие имеет быть в Украине, один из крупных игроков рынка приступил к строительству своей фиксированной сети в диапазоне 5 ГГц, согласно полученной ранее лицензии, по технологии мультисервисного радиодоступа.
Из той информации, что есть в открытых источниках в сети Интернет, можно сделать вывод, что оператор строит свою сеть на оборудовании Ubiquiti используя четырех секторное базовое оборудование линейки AirMax с использованием секторных антенн этой же компании и этой же линейки.
Станции строятся по сотовому принципу, и в своей основе имеют четырех секторное планирование. Учитывая, что оператор ранее купил всю полосу РЧР Украины, он может себе позволить, четыре канала по 20 Мгц на сектор, 80 на одну базовую станцию. Это согласно примечанию С94 сетки формирования каналов для данного участка радиочастотного диапазона 5,10,20 МГц.
W.U. Мультисервисный радиодоступ, это какая то особенная технология?
Нет конечно же, это все тот же широкополосный радиодоступ в основе которого лежит протокол 802.11, но в нынешнем программном исполнении. Для участка радиочастот 5 ГГц он называется согласно плана использования РЧР Украины мультисервисный радиодоступ, для участка 2,4 ГГц он так и называется широкополосный радиодоступ. Это связанно еще с тем, что в диапазоне 5 ГГц, планировали внедрять технологию 802.16. Возможно, это дало свой отпечаток. Хотя в том же Китае уже давно выпускается оборудование, работающее в стандарте 802.16 и использующее диапазон РЧР 2,4 ГГц, но называется широкополосный радиодоступ.
W.U. Если мы вас правильно понимаем, то весь участок РЧР 5250-5350 МГц при установке такой базовой станции с полосой 80 МГц одним оператором, последующем в это географической точке/регионе будет недоступен для других операторов связи?
Совершенно верно. Оператор, устанавливая свою четырех секторную базовую станцию, согласно опять же примечанию С64 для полос излучения 20 МГц, формирует в этом месте полосу в 80 МГц и перекрывает центральные частоты 5260 МГц, 5280 МГц, 5300 МГц, 5320 МГц, и 5340 МГц. Как видим каналов пять, а у оператора четыре сектора. Пятый канал нужен при планировании по сотовому принципу, создание непересекающихся каналы.
Но сути это не меняет, скорее всего, никто из последующих операторов не сможет уже пройти в этом месте ЭМС. УГЦР согласно методики расчета утвержденной ЦОВЗ на основании Ст 41 п11,12 Закона Украины об РЧР откажет.
W.U. Какой, тогда выход, из сложившейся ситуации?
Собственно говоря, выхода особо то и нет. Например, я советую будущим операторам, не спешить получать лицензии на РЧР в диапазоне 5 ГГц. И для начала перед подачей документов на получение лицензии проработать вопрос, а есть ли в их регионе или в том месте где они хотят строить свои ШБД сети, уже часто-то присвоения. Это делается элементарным запросом согласно Закона доступа к информации распорядителю этой информации в частности это УГЦР. Уверен вы всегда сможете получить ответ есть или нет часто то присвоения и на каких канала связи в данной точке.
Не стоит забывать, что радиочастотный ресурс это природно ограниченный ресурс, он не может быть бесконечным, а уж тем более резиновым. Правило, кто первый пришел тот первый поставил свою базовую станцию никто не отменял. И если скажем, вы как оператор получили ранее лицензию на данный диапазон радиочастот, и не успели или не смогли освоить этот ресурс, это проблема исключительно ваша как оператора.
W.U. А что вы скажите о таком понятии, как натурные и тестовые испытания?
Вы знаете, я всегда был и остаюсь противником такого подхода к выдаче разрешений. Конечно, если речь идет о международной координации, или скажем о спецпользователях, уверен такой подход будет разумным и оправданным. Но как можно проводить эти испытания между операторами? Как они потом при возникновении проблем будут урегулировать возникающие у них технические вопросы? Допустим, что где-то и возможно проведение такого рода измерений, но как, это организовать технически? По какой методике это производить, на глазок? Завтра этот глазок оператор с которым проводи эти тесты опротестует в суде и будет прав.
Мало того, такой нормы нет в Законе об РЧР Украины, а значит, юридически эта норма не может быть применена и уж тем более работать.
W.U. Может вам известны причины, благодаря которым оператор занимающийся телефонной связью приступил к строительству сети передачи данных широкополосного доступа?
Вы знаете Андрей, это настолько философский вопрос, что как-то однозначно на него ответить просто невозможно.
Может быть, это было освоение инвестиционных денег, а возможно создание инвестиционной привлекательности компании для инвестора, или поднятии рыночной стоимости компании за счет создания недорогой сети фиксированного доступа перед продажей компании, увы об этом мы можем только догадываться.
Не стоит забывать, о том, что в любых сетях начинает расти не голосовой трафик, а трафик передачи данных. Абоненты уже все реже и реже разговаривают но чаще находятся в сети Интернет. Для доступа к мультимедийным ресурсам в сети Интернет. Оператору нужно как-то оптимизировать и разгружать свою первичную опорную сеть.
А имея такого рода сеть, легко перевести, своих «качальщиков» абонентов на другую сеть, создав дополнительное место для голосового трафика, при этом сохранив своих клиентов. Я думаю, нужно дождаться анонса компании о запуске данной сети, и вы все узнаете из первых источников.
W.U. Подскажите, как вы оцениваете техническую составляющую данного проекта в контексте успеха? Нам известно, что на Киев оператор зарегистрировал порядка 120-130 базовых станций для этого диапазона.
Я не владею такой информацией, и какое количество базовых станций оператор зарегистрировал, или анонсировал для регистрации мне так же не известно. Хотя озвученные цифры дают мне делать вывод, что в таком случае Киев можно объявлять городом, в котором этот участок РЧР Украины заморожен. И лицензии на РЧР для диапазона 5 ГГц нет смысла покупать, произойдет локальный РЧР Армагеддон, а деньги будут просто выброшены.
Не стоит и снимать со щитов, и один из методов конкурентных войн, когда на какую-то территорию технически закрывается доступ иным игрокам рынка.
W.U. Вы построили достаточно сетей ШБД, как в Украине так и за ее пределами, что вы можете сказать за оборудование которое выбрал оператор?
Оборудование компании Ubiquiti линейка AirMax назвать оборудованием операторского класса крайне сложно. Это, скорее всего оборудование SOHO рынка, призванное строить небольшие локальные сети, но не сети национального уровня.
Почему оператор выбрал оборудование данного производителя…
Я думаю, тут сработал стереотип, законченных решений, к которым уже ранее привык оператор такого уровня. Это решения когда оператор купил оборудование, включил и работает. Ubiquiti полностью конструктивно законченное решение, имеющее в своем активе, как активное оборудование, так и свои антенны, и многие другие аксессуары. Немаловажный фактор, это хороший внешний вид. Возможно, это как-то повлияло на принятие решения.
Например, если оператор строил свою сеть скажем в стандарте 802.16 да еще и с gps синхронизацией, или оборудование использовало low cost решения, уверен результат был бы более успешным. А данное оборудование не устойчиво к помехам, имеет низкое количество абонентов на сектор, а уж спектральная эффективность передатчика вообще оставляет желать лучшего.
Протокол AirMax, который позиционируется как TDMA, есть нечто иное как устаревший недоработанный полинг. Который программно «накручен» на чипсете 802.11 установленный в данных устройствах. Ничего общего с TDMA, там нет и быть не может, а декларируемая синхронизация, на практике не работает. Собственно говоря больше вопросов нежели ответов.
Вот цена, пожалуй, самая привлекательная, это самое дешевое оборудование законченного исполнения из данного сегмента да еще со своим полингом.
Например, вы привели, что в том же Киеве планируется, что-то больше 120 базовых станций. Но технически приемно/передающие тракты этого оборудования физически не смогут справиться с той спектральной плотностью которую сформирует установленное оборудование.
Данное оборудование не имеет ни фильтров по входу приемника с хорошей селекцией и избирательностью, ни качественного передатчика с режекторными фильтрами по выходу. Это достаточно примитивные приемо-передающие блоки. Не стоит забывать и за тот шум который образуется от абонентов такого рода сети.
Не вдаваясь в технические моменты, и говоря иными словами, сеть просто захлебнется в том количестве интерференционных помех, которое сама и создаст себе.
Или скажем секторные антенны при использовании в таких системах тем более с четырьмя секторами в одной точке, обязаны иметь лучшие параметры, нежели что установлены. А данные антенны достаточно широкополосные, имеют низкий параметр кросс поляризации. А это немаловажный фактор при строительстве такого рода сетей, да еще с такой плотностью базовых станций.
Я уверен, что оператор, в какой то период времени, столкнется с огромными техническими проблемами, и вынужден будет или менять оборудование, или производить изменение сети. Путем сокращения базовых станций оптимизации секторов, и.т.д. Что повлечет за собой сокращение выданных ранее разрешительных документов.
Более полная детализация технических вопросов будет изложена в печатной версии журнала
W.U. означает ли это, что оператор возможно и не будет задействовать все базовые станции, и в какой то момент высвободит какую то территорию?
Почему нет, и такое развитие событий может быть. Не стоит и забывать, что УГЦР обязан производить мониторинг базовых станций, и подавать отчетность в НКРСИ если где-то эта базовая станция определенный период времени не вещает, аннулировать выданные ранее разрешения. Иными словами говоря, вот все это должно вещать.
Для меня, например интересна другая сторона вопроса, это тот нелегальный сегмент «операторов», которые есть на нашем рынке ШБД, и использующие точно такое же оборудование и точно такие же радиочастоты, не имеющие разрешительных документов.
И вот тут, данный оператор столкнется с еще большей проблемой, нежели с техническими на своей сети. Хотя с другой стороны, возможно данный оператора будет более активным игроком на рынке в вопросе работы с органами, которые обязанные выявлять и устранять нарушителей, тем самым, защищая часто то присвоения и лицензиата.
Действующие Украинские операторы, очень обеспокоены тем, что если данный оператор не сможет оказать качественного сервиса своим абонентам, то в последующем абоненты разочаруются в радиотехнологиях и не будут включаться к другим операторам ШБД.
W.U. Подводя итог, что вы можете добавить от себя?
Что можно добавить от себя…, возможно, когда на рынке создаются такого рода барьеры для других операторов, регулятору стоит задуматься, и возможно вообще отменить такое понятие как лицензирование. Поверьте направление ШБД сетей требует огромных человека затрат и достаточно хороших специалистов в этой области, для обслуживания сети таких размеров. А уж тем более, когда используемые частоты не эксклюзивны, а используемое оборудование остается желать лучшего. И если оператор не удовлетворит клиента, клиент всегда будет голосовать ногами…
Не стоит забывать органам исполнительной власти и об инвентаризации радиочастотного ресурса, выработка единых норм методик и форматов для выполнения этих работ. Решение ЕС 2013/195/EU гласит «Определение практических мер, единые форматы и методологии в отношении к инвентаризации радиочастотного спектра» Комиссия ходе выполнения решений 23 апреля 2013 определение практических мер, единые форматы и методологии в отношении к инвентаризации радиочастотного спектра установленные Решением № 243/2012/EU Европейского Парламента.
Где в качестве основных тезисов прозвучало:
гармонизация использования радиочастотного спектра;
работа в направлении повышения эффективности использования радиочастотного спектра и
совершенствование информированности о текущем использовании спектра, будущих планах его использования и наличии спектра.
http://www.grfc.ru/grfc/press-center/news1/013724
Возможно, если в нашей стране будет проведен аудит в данной сфере, и в последующем наведен порядок, то у многих операторов появится так называемый маневровый фонд радиочастотного ресурса, для строительства своих сетей. А в последующем и разгрузит другие ранее используемые радиочастотные ресурсы.
Гребенников Андрей
Полная версия статьи читайте в следующем номере журнала Wireless Ukraine.
Мало того, такой нормы нет в Законе об РЧР Украины, а значит, юридически эта норма не может быть применена и уж тем более работать.
норма в законе и порядках выдачи разрешительных документов прописана достаточно четко... не вводите себя и других в заблуждение...
другой вопрос, что удцр очень неохотно на местах ее выполняет - так как....
здесь испытания проводятся не между операторами - а при выдаче разрешений конкретному оператору, который хочет установить оборудование в конкретной местности, где давно уже работают другие БС... так как новая БС может нарушить уже существующие беспроводные сети... и эти испытания и должны исключить в дальнейшем разборки между операторами в судах...
а вот как он может установить - если там другие работают уже? у нас свободных мест в городах для таких сотовых вышек практически не осталось... только в селах - отдаленных
все со всеми привыкли договариваться и решать вопросы полюбовно
Ви маєте увійти під своїм обліковим записом